Храм Аполлона в Дельфах
Греция

Дельфы – земля Олимпийских богов

Сидя в псаротаверне (греческом рыбном ресторанчике) в Итее и слушая завораживающий ритм морского прибоя, можно в полной мере почувствовать приветливое гостеприимство греческой земли. Вверх о Итеи ведёт дорога – Священный путь, по которому паломники некогда восходили к знаменитому храму Аполлона, чтобы принести дары и вопросить о будущем.

По мере того, как дорога замысловатым серпантином взбирается всё выше, влажноватый и солоноватый морской воздух уступает место сухому свежему ветерку предгорий, а лёгкий запах водорослей сменяется густым ароматом медоносных трав и деревьев – по весне тут распускается миндаль и множество цветов, перечень которых может сделать честь небольшому определителю растений.

Всё вверх и вверх, через Хриссу в горы – и вот они, Дельфы, в несколько уступов устроившиеся над долиной реки Плейстас. Посёлок небольшой, но очень живописный, и состоит, на первые глаза, сплошь из гостиниц, сувенирных лавочек и таверен. Пройти его из конца в конец можно минут за двадцать, а дальше дорога ведёт между обрывистым склоном, резкой вертикалью уходящим к Плейстасу, и зелёным коридором пышных кустарников и деревьев, прижимающихся к склону горы – ещё минут пятнадцать, и вот он – знаменитый дельфийский храм, где в своё время искали ответы на мучившие их вопросы цари, воины и обычные люди.

Справа взмывают ввысь гордые вершины Федриад (Сияющих), по склонам гор, вдумчиво жуя всё, что попадается у них на пути, разгуливают козы. Иногда они останавливаются и с интересом разглядывают посетителей храма, а потом, обменявшись мнениями об увиденном, продолжают свою неспешную прогулку. Где-то позвякивает колокольчик. И всё залито солнечным светом – ярким и радостным.

Вид на долину Плейстуса

Немножко этимологии и чуть-чуть символики

Если посмотреть от Итеи или даже от Хриссы на горные уступы, среди которых вольготно устроился дельфийский храм Аполлона, поневоле задаёшься вопросом: «А как вообще людям могло прийти в голову туда лезть и что-то там делать, не говоря уж о том, чтобы строить такой серьёзный комплекс?» Рыжие гряды сменяют одна другую, забираясь всё выше и выше, и поверить, что где-то там среди них спрятался прохладный Кастальский ключ, растёт благородный лавр, а пчёлы и шмели с умиротворяющим гудением путешествуют с одного цветка на другой, оказывается непросто. Снизу всё выглядит суровым и безжизненным… Хочешь, не хочешь, а прислушаешься к мифу о том, что место для своего храма показал первым жрецам сам Аполлон.

Было это так. Сначала светлый бог определился с местом, где он хочет видеть своё святилище. Как об этом говорится в гомеровском гимне,

 «В Крису пришёл наконец, под Парнасом лежащую снежным;

Обращена она склоном на запад, над ней нависает

Сверху скала, а внизу глубоко пробегает долина

Дикая. Там-то в душе порешил Аполлон-повелитель

Храм свой построить уютный…».

Поскольку храм он, естественно, не сам строить собирался, нужно было найти достойных исполнителей. Они обнаружились на корабле, идущем из Крита – это были благородные кносские мужи. Обернувшись дельфином, Аполлон выпрыгнул из моря прямо на борт корабля, где и провёл всё время, пока судно не причалило к берегу. Тут он принял свой изначальный облик и повёл потрясённых моряков в горы, где указал им на Кастальский ключ и площадку, на которой им надлежало выстроить новое святилище, став первыми его жрецами.

Дельфийский комплекс, античный театр

А поскольку впервые бог явился людям в образе дельфина, то повелел он своим новоиспечённым последователям следующее: «…молитесь мне впредь, как Дельфинию, и да зовётся жертвенник этот дельфийским».

Название оракула – Пифии – тоже напрямую связано с Аполлоном. Дело в том, что именно в этих горах в своё время безобразничал свирепый змей Пифон, которого Гера произвела на свет в отместку Зевсу (ей не понравилось, что он родил из своей головы Афину, не посоветовавшись с ней). Людей дракон не щадил и причинил им немало несчастий, пока по его душу не явился царь Аполлон-Дальновержец, который и положил конец бесчинствам Пифона, поразив его одной из своих стрел.

Именно там, где он в своё время убил чудовище, светлый бог и повелел людям возвести ему храм. Кроме того, Аполлон учредил спортивные состязания, называемые «пифийскими играми», победителей которых сначала увенчивали дубовыми или любыми другими ветвями, подвернувшимися под руку. И всё бы хорошо, если бы светлый бог не поссорился с Эротом.

Увидев младенца с луком в руках, победитель Пифона неосмотрительно начал подтрунивать над сыном Афродиты, объясняя, что ему такое серьёзное оружие ни к чему. В ответ Эрот, оскорбившись, наглядно продемонстрировал, на что способен лук в его шаловливых руках: стрелой, внушающей любовь, он поразил Аполлона, а другой, от любви отвращающей – прекасную нимфу Дафну (кстати, первую прорицательницу этого места).

Как и все пылкие греческие божества, Аполлон начал преследовать предмет своей срасти, намереваясь, во что бы то ни стало, сделать нимфу своей женой (вне зависимости от желаний самой нимфы). Когда стало понятно, что бог бегает быстрее, Дафна взмолилась о помощи к своему отцу, потоку Пенею, и попросила изменить её облик на какой-нибудь другой, не столь возбуждающий. Пеней пожалел дочку, и не успел Аполлон заключить желанную девушку в объятия, как она обратилась в лавр – сохранив красоту, но избегнув докучных домогательств.

Опечаленный бог, тем не менее, не пожелал расставаться с любимой, и сделал лавр своим деревом – поэтому в волосах у Аполлона всегда лавровый венок, лавр украшает его кифары и колчаны, лавром увенчивали победителей поэтических соревнований, которым покровительствовал Аполлон.

Толос

Немного о других богах

На самом деле, первоначально этой местностью, судя по археологическим находкам микенской эпохи, владела богиня земли Гея. В музее Дельф можно увидеть терракотовые изображения женских божеств с руками, напоминающими крылья, эти статуэтки аж XV-XIII вв. до н.э. связывают как раз с периодом поклонения Гее. Именно земля сделала Дельфы знаменитой вотчиной оракулов – из расщелины в скале поднимались дурманящие пары, надышавшись которых, пифия начинала прорицать. А жрицы богини уже записывали и истолковывали предсказания, данные самой землёй. По некоторым данным, Пифон охранял эту расщелину. Любопытно, что с течением времени токсичные испарения иссякли, и впоследствии пифии дельфийского оракула уже вдыхали дым от специальной смеси трав, чтобы войти в нужное для провидения будущего состояние.

Гея была не единственной хозяйкой этой земли. Какое-то время компанию ей составлял Посейдон, которому здесь поклонялись как богу горных потоков, водопадов и источников. Когда же дельфийский оракул отошёл к Аполлону, морскому богу взамен прежних владений отдали остров Калаврию (современный Порос – остатки храмового комплекса Посейдона и по сей день сохранились на острове, кстати, вход на эту археологическую площадку бесплатный).

Стадион, где проходили Дельфийские игры

Ещё один бог, о котором нельзя не упомянуть, рассказывая о Дельфах – это Дионис. Бог виноделия, олицетворяющий бурные и дикие силы природы, почитался здесь на протяжении многих веков. По одной из версий, они с Аполлоном по очереди управляли Дельфами, распределив обязанности по временам года. Когда наступала зима, Аполлон удалялся в Гиперборею, а из Афин на высокие отроги Парнаса на празднества, посвящённые Дионису, собирались менады и фиады.

Одетые в козлиные шкуры, они водили хороводы, бегали по лесам с факелами и совершали все надлежащие обряды (включающие в себя дикие оргии, принесение в жертву козлят и доведение себя до экстатического состояния). Греческий историк Плутарх сообщает, что однажды даже пришлось высылать группу спасателей, чтобы внезапно поднявшаяся метель не погребла под собой менад, справлявших ритуалы во имя бога виноделия.

Если стадион, расположенный на самом верху дельфийского комплекса над храмом, определённо – вотчина Аполлона, то небольшой, но прекрасно сохранившийся театр, разместившийся посерёдке между ними, вполне мог служить и для дионисий.

О предсказаниях судьбы

Трудно представить себе, как много веков к дельфийскому оракулу стекались люди, надеющиеся получить ответы на животрепещущие вопросы. Поднимаясь к храму Аполлона, можно увидеть прекрасно сохранившееся здание афинской сокровищницы – а сколько таких сокровищниц было разрушено! Сюда приходили и жители окрестных деревень, и цари далёких стран – например, Мидас Фригийский и Тарквиний Гордый.

Говорят, что изначально прорицательницами были молодые девушки, но в какой-то момент стало понятно, что юная пифия – существо ненадёжное и в любой момент может сбежать с полюбившимся ей красавцем-паломником. После этого решили, что пророчествующей жрице должно быть не меньше пятидесяти лет.

Толкования прорицательниц не всегда были однозначными и не всегда радовали вопрошающего. Известно, что когда лидийский царь Крез пришёл к пифии с вопросом, начинать ли ему войну с Персией, он получил следующий ответ: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Воодушевлённый услышанным правитель начал войну и разрушил-таки великое царство. Своё собственное.

Пифия

Ещё в общении с дельфийским оракулом ярко проявился характер Александра Македонского: услышав маловразумительный, с его точки зрения, ответ и предложение прийти позже, великий полководец попросту стащил несчастную женщину за  волосы с треножника и волок за собой, пока она в отчаянии не возопила: «Ты непобедим! Оставь меня в покое!» Удовлетворённый, Александр сказал: «Я получил ответ» и позволил пифии сесть на место – прямо как учитель, «выколотивший» верный ответ из нерадивого ученика.

Нет уже давно ни прорицательниц, ни жрецов, толкующих их бессвязные речи. Но чуть дальше по дороге по-прежнему журчит Кастальский ключ, в котором омывали тела и души пришедшие сюда паломники и служители святилища. Эту воду пили участники состязаний, а в римскую эпоху возникло мнение, что она вызывает поэтическое вдохновение, поскольку источнику покровительствуют музы. (К сожалению, сейчас к нему близко не подобраться – он закрыт для посещения.)

А поднимаясь к храму Аполлона, можно увидеть табличку, отмечающую то место, где восседала пифия. Может, стоит здесь чуть задержаться и прислушаться к шелесту трав, вдохнуть поглубже их аромат – а ну, как придёт ответ на затаённый вопрос?

Об исполнении желаний

Ещё один объект, мимо которого ни в коем случае нельзя пройти мимо – это Омфалос, пуп земли. Некогда Зевс захотел узнать, где находится центр мира. Он выпустил двух орлов (по одной из версий это были вороны), один полетел с запада, а другой – с востока. Именно здесь они и встретились – Дельфы признавались в античные времена за центр мира, это видно и по древним географическим картам, где они располагаются практически посередине.

Считается, что если прикоснуться к Омфалосу и загадать желание, оно сбудется. Только не нужно наглаживать гладкий конусовидный камень, который отмечает место «пупа Земли» на археологической площадке. Настоящий Омфалос – мраморное шишковидное изваяние, рельефный узор которого напоминает перетягивающие камень ленты – находится в дельфийском музее рядом с храмовым комплексом. Так что загадывая желание, придётся поостеречься служителей музея – памятник искусства обнесён верёвками и официально трогать его не разрешается.

Пуп Земли, Омфалос

А ещё непременно стоит посетить святилище Афины Пронайи. Оно находится за Кастальским ключом по дороге к Афинам. Сам храм Афины, созданный в VII в. до н. э., к сожалению, сохранил лишь обломки колонн, но исследователи архитектуры утверждают, что судя по всему, он был одним из первых каменных храмов Древней Греции – пропорции колонн те же, что были у деревянных подпорок древнейших греческих святилищ, более поздние стали значительно толще.

Афина почиталась здесь не меньше, чем Аполлон – сюда несли богатые дары от различных городов, деревень, общин, просто людей. Геродот писал о том, что Крез, о котором речь шла выше, не только к дельфийскому оракулу обращался, но и оставил в дар Афине Пронайе большой золотой щит – увы, это не помогло лидийскому царю.

Храм Афины Пронайи

Лучше всего сохранилась круглая постройка, известная как Толос (иногда её называют Фолос). Три колонны, увенчанные мраморным антаблементом, на котором изображены сцены битвы ахейцев с кентаврами и амазонками, привлекают взгляд ещё с дороги и на редкость фотогеничны. Неизвестно, откуда пошла эта молва, но говорят, что здесь тоже можно загадать желание – а после коснуться всех трёх колонн по очереди. (Само собой разумеется, что Толос тоже обнесён верёвками, и колонны трогать нельзя.)

Здесь обычно гораздо меньше туристов, чем у храма Аполлона, и сюда хорошо приходить, чтобы послушать, как шелестят ветвями старые оливы и побродить между древними камнями гимнасия, храма и Толоса. Солнце мягким тёплым светом окрашивает мрамор колонн, вокруг тихо и умиротворённо. Самое время подумать, а чего на самом деле хочется, и попросить у богов, чтобы это исполнилось.

Деревня Арахова

А потом вернуться в Дельфы, миновать старый платан у развилки двух улиц – похоже, именно рядом с ним находилась гостиница, где остановилась героиня романа Мэри Стюарт «Мой брат Майкл». Обязательно прочитайте эту книгу, собираясь в Дельфы – а потом с удовольствием сравните Грецию 50-х годов ХХ в. с современной. В чём-то страна совсем не изменилась, и это очень приятно… Впрочем, в чём-то, возможно, она не меняется вообще – неудивительно, что в Дельфах по-прежнему ощущается присутствие древних богов, воспетых Гомером.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *